Обучающее
занятие для школьного актива
«Понимание-ключ к успеху»
Автор:
Турутина Ирина Сергеевна,
старшая вожатая
МОУ Летневская СОШ
Форма: игровая
программа
Цель: расширять
представления о ценностях взаимопонимания
Задачи:
• Раскрыть значение понятий «взаимное
согласие», «взаимопонимание»;
• Развивать стремление, уважать мнения
других людей;
• Воспитывать чуткое и внимательное
отношение к людям
Занятие рассчитано для ребят среднего
звена (5-7 классов)
Место
проведения:
классная комната.
Оформление: на доске
написано название занятия "Понимать себя и других",
ватман, на котором изображена полянка, вырезанные
из картона человечки, которые будут прикрепляться на ватман.
Оборудование: фломастеры, ручки, столы, стулья (по
количеству участников), красные и синие кружочки для игры; человечки разных
цветов, разных размеров, вырезанные из цветного картона; компьютер,
интерактивная доска.
Ход
занятия
Вступительная
часть.
Вед: Искусству общения мы учимся на
наших занятиях и знаем, что любое общение начинается с приветствия и умения
расположить к себе собеседника.
1. Упражнение «Приветствие»
-Давайте поприветствуем друг друга такими
словами:
-
Здравствуйте, я дарю вам эту улыбку и хорошее настроение, а вы? Передает слово
рядом сидящему ребенку. Все участники по
очереди здороваются и говорят друг другу комплементы. Все в одном кругу, держась все вместе за руки, скажем : «3дравствуйте!», улыбнемся друг другу и
тем самым постараемся сохраним хорошее настроение на весь день.
2. Упражнение «Круг радости»
Дети становятся парами в круг, повторяют
слова и выполняют движения:
Я так люблю себя, (положить руку на
сердце)
Что я могу любить тебя. ( положить руку
на сердце друга)
И ты начнёшь любить себя (положить руку
на плечо друга)
И сможешь полюбить меня. ( положить руку
на своё сердце)
Вед: Ни для кого не секрет, что в
процессе общения ценится умение понимать друг друга с помощью слов и языка
жестов, мимики. Другими словами уметь
взаимодействовать, значит:
смотреть в глаза собеседнику,
стараться увидеть друг друга,
уметь слушать и слышать,
понимать и быть понятым.
Этому учит
метод взаимодействия. В чем его сущность? Чтобы это понять, мы будем
говорить о взаимопонимании и потренируемся понимать друг друга в различных
ситуациях, так как все мы разные. Поэтому воспринимаем все по разному,
объясняем по-своему, как поняли, а это
приводит к непониманию.
3. Прослушивание записи басни А. И. Крылова «Лебедь, рак и щука» с
просмотром иллюстраций на интерактивной доске.
Беседа:
Ребята, можно ли героев басни назвать
товарищами?
Почему?
- Чему им нужно научиться? (Ответы
детей)
Совершенно верно, им нужно научиться
договариваться, учиться понимать друг друга.
-
Сейчас мы попробуем разобраться, в чем залог взаимопонимания и взаимодействия
людей. Проведем дискуссию по типу
эстафеты.
( Дети сидят по кругу, каждому из них
выдается лист бумаги с вопросом, дискуссия
заканчивается записью общего решения на листе).
Вопросы
для обсуждения:
1 Понимание - ключ к ... ( успеху,
эффективному общению и др. ответы детей.)
2 Что необходимо для взаимопонимания
людей? (интерес, дружба, хорошие отношения, понимать друг друга и др.)
3 Что препятствует взаимопониманию
людей? (негативное отношение, невоспитанность, неверная информации, и др.)
4. С кем вам легче находить
взаимопонимание - со сверстниками, взрослыми? Почему?
Листок передается по кругу, на котором
дети фиксируют и анализируют свои
ответы.
Лексическая разминка «Копилка эрудита».
а) Подобрать антоним к слову
«понимание».
Понимание — непонимание
б) Сбор ассоциаций к этим словам:
понимание
дружба
любовь
доверие
сила
непониманиe
ненависть
злость
недоверие
бессилие
— Что объединяет эти два понятия?(ответ
детей) (чувства, отношения, душа)
— В чём различие?
— Понимание вызывает положительные
эмоции, а непонимание — отрицательные (ответы учащихся).
Вед: А теперь проведем такую игру. Перед
вами на столе кружки разных цветов. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный
кружок, если вам подходит первое выражение, синий кружок – второе.
• Ты поссорился со своим другом?
1. Ты попытаешься объясниться с ним (с
ней).
Ты обижаешься и мстишь.
• С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же.
Ты говоришь "нет" и стремишься
заручиться помощью.
• Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без
недостатков не бывает.
Ты все сваливаешь на других.
• Тебе не хочется идти на прогулку со
своими близкими.
1. Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.
- Следующий вопрос
для обсуждения: «Что значит
работать сообща?» (каждый высказывает свое мнение).
Примерные ответы детей: работать сообща
– это : участие каждого, нет равнодушных, выслушивать, не критиковать, понимать,
не кричать, относиться ко всему спокойно, работать на результат и т.д. А
главное правило: «Один за всех и все за одного».
А сейчас мы разберем с вами одну из
ситуаций на закрепление полученных
знаний.
Участники сидят на стульях, образуя
круг. Педагог каждой группе вручает
задание на карточке(Существует ли доверие в отношении друг к другу?). Дети должны в течение 1 минуты прочитать задание,
обсудить, выслушав мнение каждого и принять верное решение. При этом учесть
мнение каждого, согласуя решение.
- Что было важным в этом упражнении,
чтобы понять друг друга? (быть внимательным, понимать и слушать друг друга)
Главное научиться работать сообща.
- Что помогло вам понять друг друга? (
ответ детей)
И заключительной частью нашего с вами
сегодня занятия будет заселение поляны
человечками.
У всех учеников человечки разных цветов,
разных размеров, с разной улыбкой на лице.
- Посмотрите на человечков, которые у
вас в руках. Вы должны объединить и по какому-то принципу. Это вы определите
сами.
-
Все мы разные: у каждого свой
характер, свои желания, своё отношение к ситуации. И, наверное, поэтому, нам
иногда так трудно понять друг друга, но к этому нужно стремиться и помнить,
что нужно уважать мнения друзей, их
чувства и переживания.
(дети прикрепляют своего человечка на
полянку по своему принципу )
- Посмотрите, так как все человечки
разные, получилась яркая дружная компания.
(Педагог приветствует вариант, когда дети объединили человечков не по
росту, не по размеру, а по улыбкам)
Подведение
итогов.
- В школе, как и везде, есть разные люди: есть маленькие, большие, худые,
полные, светлые, темные. Все мы разные.
Почему- то мы иногда смеемся над ними.
И нам нужно учиться уважать других, невзирая на различия, быть
внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
Понимание – это результат совместных
усилий общающихся людей, терпимость к чужому мнению, поведению. Мир, дружба, сострадание, понимание, любовь,
уважение – всё это лежит в основе взаимопонимания.
- Мы с вами поняли, что понимание – это
ступень к успеху.
В чем вы испытывали сложность при работе
сообща?
Что помогло вам понять друг друга?
(умение прийти к согласию, слушать и др.)
Круг
«От сердца к сердцу»
Дети становятся в круг и исполняют
песню:
Совершите чудо
Землю обмотали тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек...
Совершите чудо: руку протяните -
Надо, чтобы в дружбу верил каждый
человек!
Обогрейте словом, обласкайте взглядом -
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек!
Мы не зря мечтали о волшебном чуде,
Пусть планету кружит всемогущий век.
Совершите чудо: пусть выходит в люди,
Пусть выходит, пусть выходит в люди
человек!
|