Приемы
активизации нравственных эмоций и чувств.
Символический
рисунок
Чем младше дети,
тем важнее, чтобы возникающие в их сознании мысли, чувства были зафиксированы в
образной форме на бумаге. Дети любят рисовать, и именно рисунок помогает понять
им и выразить свой внутренний мир, осознать сущность многих явлений.
Размышляя с детьми
о сущности милосердия, можно познакомить их с отрывком из писаний Буддизма, в
котором все люди по степени проявления этого качества делятся на три группы:
одни подобны засухе, другие – небольшому дождику, третьи – дождю, захватывающему
все кругом. А затем дать Задание:
Нарисуйте свое ощущение от людей, «подобных
засухе», «небольшому дождику», «дождю, захватывающему все кругом». Сравните эти
рисунки. Сделайте выводы.
Цвет играет
большую роль в выражении внутренних эмоциональных состояний человека. Именно на
этом основано применение следующих приемов.
Цветопись
Раздайте детям
карточки с заранее написанными чувствами, например: радость, счастье, покой,
грусть, тоска, тревога и т.д. Попросите назвать и нарисовать цвета, которые
ассоциируются у них с этими чувствами. Затем измените задание. Раздайте детям
карточки с разными цветами и попросите их определить чувства, с которыми у них
ассоциируются данные цвета.
Таким образом
можно выявить самый радующий, успокаивающий, волнующий, тревожащий и т.д. цвета
для данной группы детей и составить цветовую гамму, отражающую различные
эмоциональные состояния.
Дневник настроения
На основе
созданной совместно с детьми цветописи можно на каждом занятие вести дневник
настроения, который заполняется в начале и в конце занятия. Он дает возможность
педагогу получить обратную связь о результативности занятия, создает ситуацию
постоянной рефлексии учениками своих внутренних состояний, развивает внимание и
интерес учащихся к внутреннему миру других людей. Вот как может быть оформлен
этот дневник:
Месяц |
|
|
Дата занятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В начале занятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В конце занятия. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Клетки закрашиваются фломастером или цветными карандашами в
соответствии с настроением ребенка тем цветом, который принят группой, или на
основе цветовой гаммы, предложенной педагогом: радостное – красный, приятное –
желтый, спокойное – зеленый, грустное – голубой, тревожное – фиолетовый, мрачное
– синий, трудно сказать – белый.
|